Лечение варикоцеле

Проблема мужского бесплодия, в связи с все более широким ее распространением, побуждает ученых всего мира искать не только возможные способы его лечения, но и, для достижения наилучших результатов, изучать все возможные причины его возникновения. В ходе таких исследований было доказано, что более чем у тридцати процентов мужчин, обратившихся за медицинской помощью в связи с бесплодием, в разном возрасте было диагностировано также варикоцеле. Причинно-следственная связь между варикоцеле и последующими нарушениями в спермограмме была доказана в ходе многочисленных исследований.

Причины возникновения варикоцеле

Основная причина возникновения варикоцеле заключается в повышении давления крови в яичковой вене и затруднением кровотока по этой вене. Случиться это может по ряду причин, наиболее частыми из которых будут:

• Ущемление почечной вены между аортой и брыжеечной артерией. Это может произойти, если в процессе роста сосуды настолько сблизятся, что один из них окажется зажат между двумя другими.
  • Врожденные дефекты соединительной ткани, приводящие к слабости стенок вен и клапанной недостаточности.

Продолжительное страдание ткани яичка без своевременного лечения варикоцеле от нарушений кровотока, неизбежно приводит к угнетению процесса сперматогенеза, вплоть до полного прекращения образования сперматозоидов.

Стадии варикоцеле

Существует условное разделение выраженности проявлений варикоцеле на три стадии:

1. Первой стадией принято считать варикоцеле, не сопровождающееся какими-либо болезненными ощущениями. Внешний осмотр мошонки на этой стадии, как правило, не позволяет обнаружить варикозно расширенные вены, поэтому диагноз «варикоцеле» ставится на основании ультразвукового исследования и допплерографии.
  2. Вторая стадия характеризуется наличием расширенных вен семенного канатика, заметных в вертикальном положении, либо при физической нагрузке. Многие пациенты предъявляют жалобы на тянущую тупую боль в мошонке, как правило, возникающую при поднятии тяжелых предметов или любой другой физической нагрузке и полностью проходящую в положении лежа.
  3. Варикоцеле третьей стадии отличается от варикоцеле второй стадии тем, что варикозно расширенные вены семенного канатика хорошо визуализируются и пальпируются не зависимо от положения тела и предшествующей нагрузки.

Как правило, варикоцеле второй и третьей стадии представляют угрозу для репродуктивного здоровья мужчины. Этого не происходит только в тех редких случаях, когда нарушенный кровоток яичковой вены активно компенсируется ее коллатералями (вспомогательными сосудами, которые берут на себя основную нагрузку кровотока).

Лечение варикоцеле

Лечение варикоцелеВ настоящее время не существует средств для эффективного консервативного лечения варикоцеле. Прием лекарственных средств возможен лишь на первой, редко на второй стадии варикоцеле и только у молодых пациентов при отсутствии изменений в спермограмме. Иногда это может притормозить прогрессирование заболевания, но, к сожалению, в большинстве случаев это будет лишь временная отсрочка. Единственной возможностью навсегда избавиться от варикоцеле в настоящее время является хирургическое вмешательство.

Показаниями к скорейшему оперативному лечению варикоцеле, независимо от стадии прогрессирования варикоцеле будут: болевой синдром разной степени выраженности, прекращение роста яичка, кровоток которого нарушен (иногда даже имеют место явления дистрофии яичка и уменьшения его размеров), а также бесплодие, подтвержденное не менее чем двумя спермограммами.

Существует несколько методов хирургического лечения варикоцеле, различающихся как по сложности, так и по эффективности лечения, которая определяется частотой рецидивов варикоцеле после оперативного лечения. Наиболее распространенные методики:

• Операции пересечения яичковой вены лапароскопическим и открытым путем.
    Вероятность рецидива варикоцеле после таких операций составляет около 4 процентов.
  • Склерозирование яичковой вены путем введения веносклерозирующих препаратов или эндоваскулярной микроспирали. В результате подобных операций в просвете вены формируется тромб, с помощью которого и останавливается кровоток по данной вене.
    Эффективность такого вида операций составляет около 90%, т.е. вероятность рецидива после них – около 10 процентов.
  • Пересечение яичковой вены через паховый мини-доступ. Производятся под оптическим увеличением, венозный анастомоз не формируется.
    Вероятность рецидива составляет около 5 процентов.
  • Микрохирургические операции по формированию венозного анастомоза между яичковой веной и другим венозным сосудом, подходящим для этой цели.
    Такие операции помимо высокой (более 95%) эффективности, одновременно являются наименее травматичными, поскольку длятся довольно непродолжительное время (в среднем около 40 минут) и выполняются через разрез длиной не более 4 сантиметров под визуальным контролем через микроскоп с большим увеличением.

Осложнения хирургического лечения варикоцеле

Несмотря на то, что все методики оперативного лечения варикоцеле хорошо отработаны, небольшой риск развития послеоперационных осложнений все же сохраняется. Наиболее частыми осложнениями являются гематомы кожи и подкожной клетчатки в области операционного доступа. Гораздо реже случаются повреждения яичковой артерии, нерва, а также водянка оболочек яичка в послеоперационном периоде. Рецидив варикоцеле также считается послеоперационным осложнением. Вероятность развития всех видов послеоперационных осложнений заметно снижается, если операция производится под оптическим увеличением.

Хирургическое лечения варикоцеле. Послеоперационный период

При удовлетворительном самочувствии пациента после оперативного лечения варикоцеле, выписка его из стационара возможна уже на первые сутки после операции. Какое-то время потребуется принимать антибиотики, а также противовоспалительные и, при необходимости, обезболивающие препараты. До заживления раны, ее потребуется обрабатывать растворами антисептиков, а также выполнять перевязки – все это пациент может выполнять дома самостоятельно. А поскольку швы на рану накладываются внутрикожным косметическим швом, снимать их не потребуется.

Вернуться на учебу или работу, не связанную с физическим трудом можно уже на третьи сутки после операции. Душ можно принимать на восьмые, при условии, что повязка в области операционной раны будет оставаться сухой. Для предупреждения расхождения операционных швов и рецидива варикоцеле следует воздержаться от интенсивных физических нагрузок и занятий спортом в течение месяца после проведения операции.

ЗАПИСЬ на бесплатную КОНСУЛЬТАЦИЮ и 5% скидку на оперативное лечение варикоцеле

В нашей клинике мы в течение длительного времени с успехом выполняем хирургическое лечения варикоцеле.